П`ятниця, 22.09.2017, 05:41
Вітаю Вас Гість | RSS
Головна » 2010 » Жовтень » 26 » Краткий обзор международного опыта регулирования численности ткий обзор международного опыта регулирования численности бездомных жив
00:01
Краткий обзор международного опыта регулирования численности ткий обзор международного опыта регулирования численности бездомных жив
Краткий обзор международного опыта регулирования численности бездомных животных
Основной формой работы с безнадзорными владельческими и бездомными животными в западных странах является безвозвратный отлов (то есть изъятие из городской среды без последующего возвращения животных на место отлова) и помещение отловленных животных в приюты. Исключение составляют, по данным Всемирного Общество Защиты Животных — WSPА и Международного отделения Королевского общества Предотвращения Жестокости к Животным — International RSPCA (опубликованных в отчете «Обзор стратегий контроля популяций безнадзорных (бездомных) собак и кошек в 31 стране»), Греция, практикующая исключительно метод «отлов-стерилизация-возврат (ОСВ)», а также Босния и Герцеговина, Болгария, Италия, Мальта, Сербия и Испания, которые используют ОСВ в ограниченном количестве районов.

Сеть приютов — как муниципальных, так общественных и частных — действует совместно с муниципальными службами отлова. После обязательного срока передержки — обычно от 3 до 60 дней (в Англии этот срок — неделя), в течение которого отловленные собаки и кошки возвращаются владельцам (если они являются потерянными или беглыми), животные могут быть переданы новым владельцам или общественным приютам для дальнейшего содержания. Невостребованные здоровые животные усыпляются (исключение составляют Германия, Греция и Италия).

Усыпление (эвтаназия) рассматривается как неизбежная мера, так как приюты, выполняющие муниципальные программы — так называемые «приюты неограниченного приема» (open-admission shelters) — должны обеспечивать достаточную пропускную способность и быть всегда готовыми к поступлению новых животных.

Европейская конвенция по защите прав домашних животных

в Статье 12. Снижение численности провозглашает:

Если государство считает, что численность бездомных животных представляет для него проблему, оно должно принять законодательные и/или административные меры, необходимые для снижения их численности, способами, которые не вызовут неизбежной боли, страдания или душевных мук.

Данные меры должны соответствовать следующим требованиям:

а) если необходим отлов таких животных, то он должен производиться с причинением им минимальных физических и моральных страданий;

б) независимо от того, будут ли эти животные усыплены или содержаться в приюте, делаться это должно в соответствии с принципами данной Конвенции.

Переполнение приютов привело бы к параличу их деятельности. Крупнейшие национальные зоозащитные организации (например, американские The Humane Society of the United States — HSUS и People for Ethical Treatment of Animals — PETA) полагают, что эвтаназия должна применяться до тех пор, пока в ней сохраняется необходимость. Считается, что в большинстве случаев подвергнуть животных усыплению более гуманно, чем бросить на произвол судьбы на улицах города и обречь их на раннюю и обычно жестокую смерть или позволить отдельным выжившим размножаться на улицах, усугубляя тем самым проблему бездомности.

Впрочем, наряду с крупными приютами «неограниченного приема», существуют приюты, частные или принадлежащие зоозащитным организациям, которые по этическим причинам не считают для себя возможным усыплять здоровых животных. Эти приюты прекращают прием животных, как только заканчиваются свободные места, для них принято название «приюты ограниченного приема» (limited-admission shelters). Они содержат животных до тех пор, пока найдется новый владелец или на протяжении всей жизни животного, если никто не захочет его взять.

Такая практика основана на обязательных к исполнению стандартах и директивах Международного Эпизоотического Бюро — OIE (Всемирная Организация охраны здоровья животных — World Organisation for Animal Health), законодательно закрепленных в Европейском Союзе в «Резолюции Европейского Парламента о новой стратегии охраны здоровья животных в ЕС на 2007-2013 гг» (European Parliament resolution of 22 May 2008 on a new animal health strategy for the European Union 2007-2013).

Международное Эпизоотическое Бюро разъясняет (Гл. 7.7. «Контроль за популяцией бродячих собак» Отчета комиссии по стандартам охраны здоровья животных, сентябрь 2009 г. — Chapter 7.7. Stray dog population control, REPORT OF THE MEETING OF THE OIE TERRESTRIAL ANIMAL HEALTH STANDARDS COMMISSION, Paris, 7-18 September 2009):

«Отловленные собаки могут отдаваться своим хозяевам, которые нашлись, или отдаваться новому хозяину путем «усыновления». Перед этим собака стерилизуется.

Отловленные собаки также могут получать необходимую ветеринарную помощь, стерилизоваться и отпускаться обратно поблизости от места, где их поймали. Данный метод употребляется в местах, где наличие бродячих собак считается неизбежным фактом и воспринимается обществом толерантно.

Этот метод не может использоваться в странах, где законом запрещено наличие бродячих собак. Проблемы, создаваемые собаками, такие как источник шума, фекального загрязнения окружающей среды, дорожных происшествий, не исчезнут, если собака возвращается в зону своего обитания и ее передвижение не ограничивается. Если в обществе принято отлавливать собак, стерилизовать и отпускать, здесь есть риск поощрения выброса собак на улицу (их владельцами). В случае же содержания стерилизованных собак, наоборот повышается ответственность владельцев. Ситуация, когда большинство собак имеют владельцев, программа по контролю популяции сфокусирована на стерилизации, и ответственного владения собаками, более приемлема.

Рекомендуется, прежде чем выбирать тот или иной метод регулирования популяции, принимать во внимание финансовую сторону вопроса, традиционно сложившуюся культуру собаководства и общественную безопасность, также как и преимущества контроля над заболеваемостью и благополучие животных».

Международная коалиция по регулированию численности животных-компаньонов (ICAM Coalition — International Animal Management Coalition), сформированная в 2007 году из представителей авторитетных международных финансирующих и экспертных организаций:

— Всемирного общества защиты животных — World Society for the Protection of Animals (WSPA);

— Международного гуманного общества — Humane Society International (HSI);

— Международного фонда защиты животных — International Fund for Animal Welfare (IFAW);

— Международного отделения Королевского общества по предотвращению жестокого обращения с животными — International arm of the Royal Society for the Prevention of Cruelty to Animals (RSPCA International);

— Союза университетов за благополучие животных — Universities Federation for Animal Welfare (UFAW);

— Всемирной ветеринарной ассоциации по работе с мелкими животными — World Small Animals Veterinary Association (WSAVA);

— Союза по контролю распространения бешенства — Alliance for Rabies Control (ARC),

опубликовала «РУКОВОДСТВО ПО ГУМАННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ СОБАК» 2007 г., в котором предлагаются следующие подходы к решению этих проблем:

«Главную цель Руководства можно сформулировать, так: «Контроль численности безнадзорных собак и рисков, связанных с их присутствием, а также, в случае необходимости, обоснованное снижение численности популяций бездомных собак». Многие общественные и правительственные организации, занимающихся вопросами здравоохранения и обеспечения безопасности, связывают с безнадзорными собаками целый ряд проблем, таких, как:

■ распространение заболеваний, опасных для человека (антропозоонозы) и других животных;

■ случаи укусов и боязнь людей, вызванная агрессивным поведением собак;

■ неудобство, вызываемое шумом и лаем;

■ запах и эстетическое качество среды: территориальное мечение мочой, загрязнение фекалиями и попадание мочи во время ее утилизации в окружающую среду;

■ нападение на домашний скот и диких животных;

■ причина аварий на дорогах.

Для передачи бродячих животных новым хозяевам необходим центр по передаче животных новым хозяевам или система приютов. Содержание центров по передаче домашних животных новым хозяевам обходится очень дорого, поэтому следует сперва рассмотреть альтернативные возможности.

Часто для передачи животных новым хозяевам вообще нет никакой возможности, или если она есть, то очень небольшая. В подобной ситуации должно приниматься во внимание благосостояние бродячих собак. Во многих случаях, из-за плохого благосостояния этих собак и давления общественности требуются устранить этих животных. Если они больны, ранены или имеют существенные поведенческие проблемы, например, проявляют агрессию, самым лучшим выходом может быть эвтаназия. Если животное не получается передать новым хозяевам, или в том случае, если приюты не справляются с поддержанием должного уровня благосостояния животных ввиду их большого количества, то наиболее целесообразной также может быть эвтаназия, поскольку долговременное содержание собак в приюте обходится дорого, а также вызывает значительные страдания животных. Принятие того факта, что некоторое количество здоровых животных также может быт подвергнуто эвтаназии, поскольку их некуда пристроить, может обеспечить хороший уровень благосостояния.

Было высказано предположение, что в некоторых случаях массовая эвтаназия может приводить к перераспределению животных на освободившиеся территории, что может привести к увеличению случаев бешенства. Также есть предположение, что в ситуации, когда репродукция ограничена доступом к ресурсам, внезапное уменьшение популяции из-за массовой эвтаназии приведёт к увеличению ресурсов для оставшихся животных, вследствие чего их способность к репродукции и выживанию увеличится, и это позволит популяции быстро достичь своего первоначального размера. Однако на сегодняшний день мы не располагаем данными, которые бы могли наглядно подтвердить данные предположения.

Эффективная программа регулирования популяций собак требует применения комплексного подхода и состоит из следующих компонентов:

1. Образование. В долгосрочной перспективе, образование является одним из самых важных элементов всестороннего подхода к регулированию популяции, поскольку человеческое поведение — это фактор, имеющий исключительное влияние на динамику популяции собак. В общем, обучение требуется для мотивации владельцев к увеличению ответственности в отношении регулирования численности популяции и ухода за отдельными животными.

2. Законодательство. Важно, чтобы программа действий не противоречила положениям закона и, желательно, опиралась на них. Законодательство важно для устойчивого развития программы и может быть использовано для обеспечения гуманного регулирования популяций собак.

3. Регистрация и идентификация. Наиболее эффективный способ отождествления животного с конкретным владельцем — это использование регистрации и идентификации. Это должно повысить ответственность владельцев, поскольку по животному можно будет идентифицировать его хозяина. Регистрация и идентификация является важным средством для того, чтобы вернуть потерявшихся животных их хозяевам, и может служить основой для применения соответствующей законодательной базы (включая законодательство, согласно которому владелец несет ответственность за выброшенное на улицу животное и нормы об обязательных регулярных прививках от бешенства). Наилучшим выбором в настоящее время является микрочип, так как количество вариаций цифр в коде достаточно, чтобы идентифицировать всех собак.

4. Стерилизация и предупреждение. Контроль репродукции при помощи постоянной стерилизации или временной контрацепции может быть достигнут при помощи использования таких методов, как: хирургический, химическая стерилизация и контрацепция, физическая контрацепция (изолирование самок от самцов в период течки).

5. Приюты и центры передачи животных новым хозяевам. Сама постройка приюта для собак не решит проблем контроля бродячих собак на долговременный период. На деле, может стать ещё хуже, поскольку для владельцев это легкий путь избавиться от своих питомцев, вместо того, чтобы думать об их содержании. К тому же, содержание центров по передаче домашних животных новым хозяевам обходится очень дорого, поэтому следует сперва рассмотреть альтернативные возможности. Система питомников (сети приютов из добровольцев, которые брали бы бездомных животных к себе домой на время) может быть более эффективной, менее затратной и более направленной на благосостояние животных. Вместо того, чтобы создавать приют или центр по передаче животных новым хозяевам, то есть работать со следствием, а не с причиной, лучше сосредоточить усилия на развитии ответственности владельцев животных как метода борьбы с выбрасыванием домашних животных на улицу.

6. Эвтаназия. При работе приютов и центров по передаче животных новым хозяевам, может потребоваться эвтаназия для животных, страдающих от неизлечимых заболеваний, ранений или поведенческих проблем, препятствующих их передаче новым хозяевам, или в том случае, если приюты не справляются с поддержанием должного уровня благосостояния животных ввиду их большого количества. В конечном счете, успешная программа регулирования популяции должна создать ситуацию, при которой вышеуказанные случаи будут единственными, когда требуется эвтаназия, а всем здоровым животным будет найден новый дом.

Принятие того факта, что некоторое количество здоровых животных также может быть подвергнуто эвтаназии, поскольку их некуда пристроить, может обеспечить хороший уровень благосостояния.

Эвтаназия помогает устранить лишь симптомы, но не причины проблем популяции. В каких бы случаях ни использовалась эвтаназия, во время её применения должны использоваться гуманные методы, гарантирующие, что животное сначала теряет сознание, а затем умирает без страданий.

7. Вакцинация и дегельминтизация. Превентивные ветеринарные меры могут предоставляться для защиты здоровья и благосостояния животных, а также для уменьшения проблемы зоонозных заболеваний. Приоритетным вопросом обычно являются прививки от бешенства, но требуется проводить вакцинацию также против ещё нескольких заболеваний, например, вызываемых паразитами, живущими на коже животного, а также в его желудке и кишечнике.

8. Ограничение доступа к ресурсам. Собаки чаще всего бродят в публичных местах, где есть доступ к таким ресурсам, как пища. Для ограничения случаев появления бродячих собак, особенно в тех местах, где к ним особенно нетерпимое отношение (например, в школах или парках), доступ к ресурсам пищи в этих местах должен быть ограничен. Всё это должно быть сделано тщательно и вкупе с мерами по уменьшению популяции, чтобы избежать смерти собак от голода или миграции в другие места, когда возможности получения пищевых ресурсов будут отрезаны».

В то время как практически единственной формой работы с бездомными собаками в развитых странах является безвозвратный отлов, в отношении бездомных кошек иногда применяют иной подход. В некоторых городах США (как правило, в южных и части восточных и западных штатов), а также в отдельных населённых пунктах Великобритании, Бельгии, Греции, Канады, Австралии и ряда других стран используется стратегия trap/neuter/release (сокращенно TNR, иногда называется trap/alter/return, ТAR) — «отлов/стерилизация/возврат» (ОСВ).

Она является дополнительной к обычному муниципальному отлову и применяется только по отношению к некоторым изолированным «колониям» (семейным группам) бездомных кошек, обитающих на окраинах городов, на территории предприятий, в студенческих городках и т.п. и не вызывающих своим присутствием серьезных проблем. «Колонии», в отношении которых применяется ОСВ, должны иметь ответственных опекунов, обеспечивающих наблюдение за кошками и необходимую ветеринарную помощь.

Успех любого применения стратегии ОСВ, то есть устойчивого процесса уменьшения количества животных в группе (популяции), может быть достигнут только в случае:

а) одновременной стерилизации как можно большего количества самок — обычно при превышении 70 - 80% от их общего числа (в том числе и владельческих) и

б) изоляции, то есть препятствования миграции на территорию и присоединения к группе новых животных. В этом случае убыль животных за счет смертности не будет восполняться поступлением новых — рождающихся в группе и появляющихся извне).

Практика применения стратегии ОСВ по отношению к собакам не привела к устойчивому процессу уменьшения количества бездомных животных, так как они являются более «проблемными» животными, кроме того, не образующими компактных изолированных «колоний», склонными к миграциям. Для больших и слабо изолированных городских популяций радикальное сокращение численности методом ОСВ практически невозможно. Примером является негативный опыт внедрения программы ОСВ в г. Москве. В 2009 году в нее внесены существенные изменения (отказ от ОСВ) распоряжением N 57-РЗМ от 5 июня 2009 р. «О внесении изменений в распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 19 июля 2001г. N 403-РЗП»: «…Основным методом регулирования численности безнадзорных и бесхозяйных животных является стерилизация (кастрация) и дальнейшее размещение их в приютах без возвращения на прежнее место обитания».

В регионах применения ОСВ для собак, как правило, сохраняется безвозвратное изъятие и усыпление «проблемных» — агрессивных и т.п. животных за счет муниципалитетов.

Метод ОСВ можно рассматривать только как вариант действий, как временную меру для кошек. Необходимость и характер применения ОСВ определяется в зависимости от сложившихся в конкретном населенном пункте условий. Метод ОСВ нельзя применять при возражении со стороны населения, заведомой неэффективности и противоречии законодательству.

Так же как и в развитых странах, метод ОСВ не может быть узаконен — т.е. юридически должна быть закреплена оптимальная стратегия минимизации численности бездомных животных, а не ОСВ. Но одновременно ОСВ допустим, как неофициальный метод на частные и благотворительные средства для «непроблемных» кошек, находящихся под наблюдением лиц, несущих полную ответственность за их поведение при наличии убежищ. Если же частные лица и организации, возражающие против безвозвратного отлова, хотят провести стерилизацию условно-надзорных собак, обитающих на территории их предприятия или придомовых территориях, то они должны юридически закрепить статус этих собак как владельческих, с вытекающим из этого выполнением правил содержания: цепь, вольер или загон, строго огороженная территория. В жилом секторе ОСВ возможен исключительно для одиночных контактных собак при условии согласия всех жителей.

Отлов бездомных собак обычно действует достаточно эффективно, выброшенные, беглые, бездомные собаки обычно изымаются из городской среды до того, как успевают одичать и (или) начнут размножаться.

Частичное использование стратегии ОСВ для бездомных собак в Европе существует только на её юго-восточной периферии: в Греции и некоторых городах Южной Италии, как локальные опыты — в Боснии и Герцеговине, Болгарии, Мальте, Сербии и Испании. Но, во-первых, эти субтропические регионы и страны находятся на границе исторически сложившегося ареала так называемых собак-парий, во-вторых, там параллельно с ОСВ обычно продолжает применяться отлов (безвозвратное изъятие особей из среды), имеются приюты. При этом значительного сокращения численности собак в городах при отдельных попытках применении только стратегии ОСВ не достигнуто, за исключением относительно небольших изолированных скоплений (например, в промзонах Южной Италии).

Как правило, основным методом работы по имеющимся бездомным собакам должен оставаться безвозвратный отлов, для чего необходима сеть относительно небольших пунктов передержки (и более крупных приютов «неограниченного приема»), которые, кроме того, служили бы центрами для сбора «лишних» и отказных животных у владельцев и для передачи части отловленных животных новым владельцам.

Отлову также подлежат потенциально «проблемные» безнадзорные владельческие собаки, при возврате их владельцу следует предусмотреть компенсацию им содержания животного.

В приютах усыпление здоровых невостребованных животных (проводимое гуманными методами) должно применяться после определенного срока передержки. Тем не менее, усыпление (эвтаназия) должно сохраняться до тех пор, пока в нем будет иметься необходимость для обеспечения ротации животных в приюте.

Клочко С.Г., зам. директора по биолого-ветеринарной деятельности КП «Притулок для тварин», зоопсихолог - http://www.zoopsycholog.io.ua/.

Основой и толчком к работе по составлению обзора послужила статья Владимира Рыбалко «Регулирование численности безнадзорных и бездомных собак и кошек – мировой опыт. Варианты для России», опубликованой с сокращениями в журнале «Ветеринарная патология» №2(17), 2006 г., с. 12-19) и его Цикл статей: «Собаки и кошки в городах. Проблема бездомных животных», размещенных на сайте автора: Проблема бездомных животных - научный подход - http://feralan.narod.ru/.

Обзор составлен по материалам источников:

http://feralan.narod.ru/

http://www.icam-coalition.org/

http://www.oie.int/eng/en_index.htm

. Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter ← Вернуться на предыдущую страницу
Вверх страницы ↑
...

Категорія: Зоозахисні новини | Переглядів: 656 | Додав: Mirabela | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Наші реквізити
Форма входу
Категорії розділу
Зоозахисні новини [20]
Новини з Ужгорода [12]
Новини з України [20]
Пошук
Календар
«  Жовтень 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архів записів
Наше опитування
Чи згодні ви допомагати вирішувати проблеми безпритульних тварин
Усього відповідей: 137
Друзі сайту

www.auto-gyro.com.ua

Мультимедія
Статистика



Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Украинский портАл
Украина онлайн